" Как создать ребенку воспоминания, которые не забудутся"
Порой, гуляя с ребенком, мы вдруг сами ненадолго — иногда лишь на несколько секунд — переносимся в детство, в свои пять-шесть-семь лет. Очертания домов, изгиб дороги, пение птиц, запах скошенной травы — что угодно может стать сигналом для нашей ассоциативной памяти. Мы дорожим детскими воспоминаниями и жалеем, что помним меньше, чем хотелось бы, и частью полагаемся на рассказы близких. Как помочь детям сохранить в памяти собственный детский опыт?
Мы уверены, что лучше наших детей помним время, проведенное вместе, — будь то прогулки, разговоры по душам или даже собственные настойчивые попытки привить правильные привычки (вроде актуального сейчас мытья рук). В нашей памяти остается множество таких ценных моментов, но вряд ли дети так же хорошо запомнят свои ранние годы, как запомнили их мы.
Но при этом мы хотим, чтобы у детей сохранились собственные яркие и долговременные воспоминания о том, что с ними происходило. Для этого мы создали интернет-журнал «Как создать ребенку воспоминания, которые не забудутся» с полезными рекомендациями для родителей и педагогов.
Советы родителям: "Как увеличить шансы ребенка запомнить событие?"
- Комментируйте события «в прямом эфире» (обсуждать события вашей жизни, комментировать то, что они сейчас переживают, или то, что происходит вокруг)
-
Обсуждайте то, что уже произошло. (Для формирования у детей устойчивых воспоминаний важно не только комментировать текущие события, но и рассказывать им истории о том, что было в прошлом. Понаблюдайте за тем, что ребенку интересно, а затем помогите ему или ей сосредоточиться на этой теме)
-
Задействуйте все чувства — или хотя бы самое главное. (Задействуйте максимум каналов восприятия — зрение, слух, вкус, осязание. Учите ребенка обращать внимание на то, что он чувствует, — так его воспоминания будут более стойкими, и ему будет проще обращаться к ним в более сознательном возрасте)
- Предложите нарисовать картину. (Еще один способ помочь детям лучше что-то запомнить — попросить их спустя некоторое время изобразить событие. Рисование также помогает ребенку сосредоточиться на том, что помнит о конкретном моменте он, а не вы)
- События должны повторяться (Информация и действия запоминаются лучше, если их повторять, — этот механизм работает и у взрослых, и у детей. Чем больше практики, тем дольше длится эффект. Каждый раз, когда дети используют, пересматривают, применяют или вспоминают информацию, а также свои навыки и свой опыт, их память становится все лучше и им легче в дальнейшем запоминать новые события)